По данным исследования портала Anketolog.ru и агентства Markway, 98,9% покупателей читают отзывы перед выбором товара или услуги. Причем большинство делают это регулярно – раз в неделю или чаще. Даже пара неосторожных комментариев с негативом могут заставить покупателя мгновенно передумать и уйти к конкурентам, а в большом масштабе негатив о бизнесе в сети становится настоящей проблемой, снижающей продажи. Поэтому отслеживание отзывов о компании в интернете – это необходимость и мощный инструмент для развития бизнеса.

Что такое мониторинг онлайн-репутации и как часто его проводят

Это процесс отслеживания и анализа упоминаний о компании, ее продуктах или услугах в сети, включая социальные сети, блоги, форумы и другие онлайн-ресурсы. Он позволяет компаниям контролировать свою репутацию, отслеживать мнение клиентов, а также принимать меры для улучшения имиджа.

Периодичность мониторинга зависит от отрасли бизнеса (например, в сфере HoReCa отзывы имеют приоритетное значение), величины компании и размера целевой аудитории.

Карта с отелями на сайте "Островок"
Отельный бизнес – один из самых чувствительных к отзывам. Рейтинг – важнейший критерий выбора гостиницы

Мониторинг может проводиться:

  • в режиме реального времени – необходим для бизнесов, которые делают особый акцент на интернет-присутствии, и для компаний в высококонкурентных отраслях;
  • еженедельно – такой режим подходит для большинства компаний с активным присутствием в сети, чтобы отслеживать отзывы клиентов и оперативно реагировать на проблемы;
  • ежемесячно – для компаний с небольшим онлайн-присутствием или в менее конкурентных отраслях. Он помогает отслеживать настроения клиентов, чтобы адаптировать под них продукт, обслуживание и маркетинг;
  • ежеквартально или ежегодно – для компаний со стабильной онлайн-репутацией для анализа общей эффективности и внесения стратегических корректировок.

Частота проверки должна быть сбалансирована с имеющимися ресурсами для реагирования на обратную связь и внесения изменений в продукт.

Зачем нужен мониторинг отзывов и что он дает

Он помогает решать следующие задачи.

  1. Укреплять репутацию. Отслеживая обратную связь, компании понимают свои слабые и сильные точки и могут работать над ними, чтобы повышать лояльность аудитории и снижать риски репутационных потерь в случае непредвиденных проблем с продуктами или обслуживанием.
  2. Своевременно реагировать на негатив. Компании демонстрируют открытость и предотвращают распространение негативной информации, сохраняя положительный имидж.
  3. Анализировать конкурентов. Мониторинг репутации компании в сети позволяет анализировать упоминания не только о самой фирме, но и о конкурентах в контексте их преимуществ и недостатков с точки зрения потребителей. Это помогает понять, как они позиционируются на рынке и какие стратегии используют для привлечения клиентов.
  4. Увеличивать охват аудитории. Парсинг упоминаний с помощью автоматизированных сервисов позволяет «дотянуться» до таких площадок, о существовании которых компания могла и не подозревать. Проработав эти комментарии, она способна превратить часть недовольной аудитории в лояльную.
Как работать с негативными отзывами
Примеры официальных ответов компании на негативные отзывы на Яндекс Картах
Как отвечать на негативные отзывы
Как работать с негативными отзывами
Как отвечать на негативные отзывы

Как проводить мониторинг отзывов

В общем виде процедура выглядит так.

Этап 1. Выбор инструмента и сбор упоминаний

Можно найти упоминания в поисковой выдаче и вручную, но гораздо эффективнее использовать для этого специальные сервисы мониторинга, такие как Rush Analytics, BrandPulse, RocketData, YouScan, Brand Analytics, IQBuzz и др.

Затем нужно:

  • собрать список ключевых слов для отслеживания (например, «*название бренда или уникального продукта* + отзывы»);
  • определить регион сбора данных;
  • задать конкретные площадки, если это необходимо и такая возможность есть в сервисе;
  • задать периодичность парсинга и формат итоговой выгрузки.

Например, инструмент сбора упоминаний от Rush работает следующим образом:

инструмент сбора упоминаний от Rush

Собранные упоминания чаще всего хранят в табличном формате, так как он наиболее удобен для дальнейшей работы.

Этап 2. Анализ упоминаний

Полученные в результате поиска отзывы можно проанализировать с разных сторон:

  • по тональности – негативная, нейтральная, позитивная;
  • по различным аспектам бизнеса – цена, ассортимент, скорость доставки, обслуживание и др.;
  • по времени публикации;
  • по статусу – обработан или еще нет, и некоторым другим параметрам.

По этим параметрам нередко составляют наглядные диаграммы и графики, чтобы лучше понять самые острые проблемы. Анализ позволяет получить представление о репутационном фоне компании, чтобы понять общий настрой и мнение о бренде.

Этап 3. Дальнейшее планирование

На основе полученных результатов компания может:

  • скорректировать стратегию продвижения в СМИ, на маркетплейсах, в поисковых системах и на других площадках;
  • спланировать действия по улучшению качества продуктов и услуг;
  • составить план удаления негатива, реакций на отзывы и коммуникации с клиентами;
  • разработать SERM-стратегию по управлению репутацией в поисковых системах с использованием других методов: контент-маркетинга, SEO-продвижения и др.

Итоги

Мониторинг отзывов включает в себя сбор информации с различных площадок, таких как сайты-отзовики, карты, социальные сети, крупные маркетплейсы и др., чтобы оперативно реагировать на негативные комментарии, укреплять лояльность клиентов и свою репутацию. Удобнее и быстрее всего проводить эту работу с помощью специализированных сервисов, таких как Rush Analytics, RocketData, BrandPulse и другие. Процедура включает: сбор и анализ упоминаний, разработку решений проблем и плана ближайших действий.

Поделиться
Репостнуть
Твитнуть