Повышение ставки НДС до 20%: когда ожидать и чем грозит
14 июня на заседании Правительства Дмитрий Медведев заявил о возможности повышения ставки НДС с 18% до 20%. Соответствующий законопроект (О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации) 16 июня был внесен на рассмотрение Государственной Думы.
В пояснительной записке сказано, что данным проектом, в частности, предусматривается внесение поправок в НК РФ в части повышения основной ставки НДС до 20%. Предполагаемые изменения не затронут льготные ставки (10%, 0%) – они сохранят свое действие в неизменном виде.
А уже 3 июля 2018 года Государственная Дума РФ приняла проект в первом чтении – это означает, что с 1 января 2019 года действующая ставка НДС все-таки будет повышена на 2%.
Справка.
Налог на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) является косвенным федеральным налогом, взимаемым в соответствии со ст.143 НК РФ с организаций, ИП и лиц, признаваемых налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и РФ.
Впервые термин НДС применил французский финансист Морис Лоре. Необходимость введения данного налога была обусловлена тем, что действующий в то время во Франции налог с продаж провоцировал «каскадный эффект» – при перепродаже товара возникал эффект дополнительной стоимости, что было крайне невыгодно для потребителей.
В России НДС начал применяться с 1992 года с введением в действие Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», который предусматривал ставку НДС в размере 28%. Спустя год ставку снизили до 20%, а в январе 2004 г. снизили до действующей на сегодняшний день ставки – 18%.
НДС по своей природе является одним из наиболее сложных современных налогов, как в плане юридической конструкции, так и в плане правового регулирования.
На данный момент ставка НДС в РФ имеет 3 основных значения:
- Ставка 18% – общая ставка, которая применяется практически по всем видам реализации товаров, работ и услуг.
- Ставка 10% – применяется в определенных НК РФ случаях, в частности, при реализации продовольственных товаров (сахар, соль, масло растительное и пр.), медицинских и детских товаров.
- Ставка 0% – применяется при экспорте или международных перевозках (полный перечень содержится в п.1 ст.164 НК РФ).
* Существует ряд категорий компаний и предпринимателей, которые не уплачивают данный налог, к ним относятся те, кто работает по упрощенной / патентной системах налогообложения или, к примеру, участники инновационного центра «Сколково».
НДС за рубежом.
В странах, предусматривающих взимание данного налога (следует отметить, что таких большинство) основная ставка НДС варьируется в среднем от 5% до 25%.
В Испании и Нидерландах она равна 21%, в Италии 22%. В Хорватии, Дании и Норвегии – 25%, а в Венгрии – 27%.
Есть и более низкие: Швейцария – 7,7%, Лихтенштейн – 8%.
Интересно, что страны Евросоюза при определении ставки НДС должны помимо всего прочего руководствоваться Директивой ЕС по НДС 2006/112/EC от 28.11.2006 года, которая указывает на то, что минимальная ставка стран-участников должна быть не ниже 15%. В тоже время, верхних пределов Директива ЕС не содержит.
Что касается наших «соседей», то в Республике Беларусь размер ставки НДС регламентируется ст.102 НК РБ, которая говорит о том, что общая ставка равняется 20 %, предусматриваются льготные ставки – 10% и 0%, а вот при реализации услуг электросвязи ставка НДС будет составлять 25%.
Вместо заключения.
В прошлом году глава Минэкономразвития РФ предложил повысить НДС до 21% и зафиксировать на аналогичном уровне ставку страховых взносов. Выдвинутую инициативу поддержал Минфин РФ, добавив корректировку – повысить НДС до 22% и зафиксировать страховые взносы на 22% соответственно. Данное предложение стали называть «налоговый маневр 22/22». Но несмотря на широкие обсуждения, практической реализации «маневр» так и не получил.
В этом же году, во исполнение «майских указов» Президента РФ, реализация реформы пошла в ускоренном темпе. Ряд экспертов считает, что повышение НДС принесет РФ только негативные последствия – увеличится налоговая нагрузка у тех участников экономики, которые не могут вычесть НДС, уплаченный при покупке товаров или услуг, в первую очередь, ими являются конечные потребители – население. В такой же ситуации окажутся и компании, не являющиеся плательщиками НДС – расходы на закупку им придется компенсировать поднимая цены на свою продукцию или из средств собственной прибыли. Снижается привлекательность РФ для открытия бизнеса, снизится показатель ВВП, к тому же, прогнозируется тяжелая адаптация к планируемым изменениям. Центральный банк РФ дал оценку повышения НДС – на основании принятых поправок уровень инфляции повысится к 2019 году до 4 – 4,5%, считает мегарегулятор.
Многие экономисты уже вынесли вердикт этой инициативе – частичная реформация отдельных положений не поможет закрыть «дыры» и модернизировать всю налоговую систему нашей страны. Но тем не менее, изменениям быть, и как считает Минэкономразвития РФ, в целом, это поможет улучшить ситуацию в стране, к 2020-2021 гг. ожидается ускоренный рост экономики, а увеличение пенсионного возраста, так же инициируемое Правительством, только поспособствует повышению экономической активности населения.